Доля отечественных производителей детских товаров на российском рынке по итогам 2014 года составила около 20-25%, даже с учетом тех компаний, которые собирают товары из китайских комплектующих. Хотя уже сейчас по каждой категории детской продукции в России сформировались крепкие и популярные бренды. Пять ведущих марок на рынке детского питания – «Агуша», «Сады Придонья», «ФрутоНяня», «Тёма», «Бабушкино лукошко». Среди брендов на рынке детской обуви лидируют «Зебра», «Котофей», «Топ-Топ», «Парижская коммуна». Бренды Gloria Jeans, «Твоё», «Гулливер и Ко» – наиболее популярны в категории одежды, а в категории игрушек – «Нордпласт», «Томик», «Симбат Тойз».
Многие участники рынка и специалисты говорят о постепенно меняющемся отношении российских потребителей к отечественным товарам. Покупатели отмечают их лучшее качество и долговечность по сравнению с иностранными. Минпромторг России, который реализует подпрограмму «Индустрия детских товаров», провел исследование, согласно которому покупать российские товары для детей сейчас предпочитают 58% родителей. Оценивается, прежде всего, доступная цена и безопасность для ребенка. Если приобретается одежда российских производителей, то покупатели отмечают экологичность, натуральность материала, качество изготовления и удобство для ребенка. В сегменте игрушек тоже наблюдается рост предпочтений товаров отечественных производителей. Родители детей в России считают, что отечественные игрушки экологичны, безопасны, несут в себе развивающие функции, соответствуют возрастным категориям и продаются по доступным ценам.
Смогут ли российские производители детских товаров использовать ситуацию на рынке для прорыва, укрепления своих позиций и развития? Поможет ли лояльность покупателей?
Как считают аналитики рынка, есть несколько серьезных препятствий для развития отечественного производства детских товаров. Прежде всего, подобное производство требует огромных трат на дорогостоящее оборудование и его обслуживание, налоги и оплату работы сотрудников. В России многие производители вынуждены импортировать комплектующие и сырье. Все это не позволяет производить достаточные для ритейлеров объемы детских товаров. Многие участники рынка заявляют, что хотели бы перенести производство всего цикла в Россию, с помощью чего было бы возможно сократить издержки на логистику, валютные колебания, время производства, однако пока для этого нет достаточных условий. Существуют определенные проблемы с квалифицированными кадрами, например, с дизайнерами.
У российских производителей также есть проблема с нехваткой свободных оборотных средств, отсутствие которых препятствует увеличению объема производства. В то же время ситуация начинает выправляться. В рамках реализации подпрограммы «Индустрия детских товаров» Минпромторгом России реализуется ряд финансовых мер поддержки НИОКР, инвестиционных и лизинговых кредитов, развития индустриальных парков индустрии детских товаров, продвижения, поддержки экспорта и инноваций. Эти меры должны обеспечить поддержку на всех этапах производства, что позволит увеличить долю российских производителей на рынке детских товаров с 20% в 2014 году до 36% в 2020 году (не включая детское питание).
|