Обгон делится на три последовательных, тесно связанных одна с другой фазы. Первая – отклонение обгоняющего автомобиля в сторону от первоначального прямолинейного движения и выезд на соседнюю полосу со скоростью, превышающей скорость обгоняемого. Вторая – движение рядом с обгоняемым средством с не менее высокой скоростью, опережение и выезд на безопасное для предстоящего маневра расстояние. Третья – возвращение на первоначальную полосу движения на безопасном от следующей уже сзади машины расстоянии без предварительного снижения скорости, достигнутой во второй фазе обгона.
При обгоне каждый водитель должен самостоятельно оценить обстановку. Например, нельзя следовать за движущимся впереди автомобилем, который уже выполняет обгон. Нужно помнить, что обстановка на дороге быстро меняется. Если для переднего автомобиля условия обгона были безопасными, то для следующих за ним эти условия могут измениться к худшему. Нельзя сближаться с передним автомобилем. Он может внезапно остановиться. Водитель должен располагать резервным временем. Как его рассчитать? Сначала определяем момент выезда из занимаемого ряда. Он наступает, когда до впереди идущего транспортного средства остается расстояние, численно равное скорости движения обгоняемого, деленной на два. Результат принимается в метрах. Например, если скорость движения производящего обгон автомобиля 60 км/час, то выезжать из занимаемого ряда рекомендуется за 30 метров до впереди идущего. На такое же расстояние нужно определи автомобиль до того, как занять место в прежнем ряду.
Будьте внимательны к знакам: если едущий впереди автомобиль заметно замедлил скорость движения или из его кабины показалась вытянутая в левую сторону рука водителя с обращенной в вашу сторону ладонью, необходимо воздержаться от обгона и выяснить причину такого торможения – вероятно, водитель пытается предупредит вас об опасности.
Иногда едущий впереди автомобиль занимает осевую линию или идет вплотную к ней, затрудняя тем самым обгон. Включите звуковой сигнал или несколько раз переключите фары с ближнего света на дальний. . Отразившись в зеркалах заднего вида, он обратит на себя внимание водителя, и тот увидит подаваемый вами сигнал левого поворота.
Опасны обгоны на зимних дорогах и во время дождя. Не рискуйте идти на обгон, если впереди - лужа. Попав в нее двумя колесами, автомобиль становится почти неуправляемым.
Нельзя обгонять на подъемах, если дорога просматривается менее, чем на 400 м. Обгон на вершине подъема грозит лобовым столкновением.
Чем опасен обгон на спусках? Автомобили идут на высоких скоростях, используя накат и почти не тормозя. Чтобы обогнать в таких условиях, надо развить еще большую скорость, и, как чаще всего бывает в такой момент, при возникновении препятствия на пути, тормозной путь сильно увеличивается за счет больших инерционных сил.
Приведем расчеты безопасных расстояний при разъезде легковых автомобилей со встречным транспортным средством во время обгона в зависимости от возможной максимальной видимости (1300 м) и скорости движения.
Скорость обгоняющего транспортного средства (км/час)
|
Скорость обгоняемого транспортного средства (км/час)
|
Время обгона (сек)
|
Расстояние до встречного транспортного средства в момент завершения обгона (м)
|
90
|
80
|
55
|
Обгон запрещен
|
70
|
26
|
Обгон запрещен
|
60
|
16
|
800
|
50
|
12
|
700
|
80
|
70
|
49
|
Обгон запрещен
|
60
|
23
|
200
|
50
|
15
|
600
|
70
|
60
|
43
|
Обгон запрещен
|
50
|
20
|
400
|
60
|
50
|
37
|
Обгон запрещен
|
40
|
17
|
600
|
50
|
40
|
31
|
100
|
30
|
14
|
750
|
Выехав со своей полосы обгона, будьте предельно внимательны и осторожны: ведь видимость справа закрыта обгоняемым автомобилем и что там делается, не видно. Не видит обгоняющего автомобиля и пешеход, переходящий дорогу справа.
Правила дорожного движения запрещают обгон и в других конкретных ситуациях (п. 11.5.):
1. на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа);
2. на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
3. на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
4. транспортного средства, производящего обгон или объезд;
5. в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
Еще раз подчеркнем, что обгон – один из самых сложных маневров, малейшая невнимательность и неточность в расчете или выполнении элементов вождения приведет к трагическим последствиям. Так что старый призыв к осторожности полезен и сегодня: «Не уверен – не обгоняй!»
|