Велосипедный туризм имеет свои преимущества и особенности подготовки к походам. У велотуристов более широкие возможности в выборе маршрута, а утомляемость значительно ниже. Скорость передвижения превышает скорость пеших туристов в несколько раз.
Подготовка велосипеда к походу.
Многодневные походы требуют тщательной подготовки велосипеда. Седло необходимо подобрать таким образом, чтобы основная нагрузка приходилась на седалищные бугры. Багажник должен быть достаточно широким с прочными стойками.
В зависимости от рельефа местности. по которой будет проходить маршрут велопохода, и веса рюкзаков может появиться необходимость усиления стоек багажника. Для этого лучше использовать дюралевые трубки лыжных палок, вставив в их нижние концы специально выточенные ушки с отверстиями.
Велоаптечка
Содержимое велоаптечки: цепь, по 3 оси для передних и задних колес, 4 педальные оси (оси с конусами и гайками), комплект чашек для передней вилки, 50 спиц, 3-4 замочка для цепи, 2-3 камеры и покрышка. Общий ремонтный набор содержит: большой молоток, пассатижи. ручные тисочки, большую отвертку, набор гаечных ключей, две масленки, мотоциклетный насос, шарики для подшипников 3,4,5 и 6 мм, резиновый клей, резину для заплат, нитки "моккей" (или суровые), 2-3 штопательные иглы, шило, тонкий и прочный шпагат, а на случай поломки рам и вилок - мягкую проволоку, сыромятные ремни. тонкую, прочную верёвку, густую (тавот) и жидкую (машинное масло) смазки, резиновый или брезентовый тазик, который используется для отыскивания проколов камер.
Одежда и обувь
Ехать лучше всего в велосипедных трусах (можно в шортах), в термобелье или футболке и мягкой панаме или хлопчатобумажной шапочке с большим пластиковым козырьком.
Обувь должна отвечать требованиям, предъявляемым к обуви туристов: мягкая, прочная и удобная, на низком каблуке и достаточно жесткой подошве.
Необходима непромокаемая куртка или кусок пластиковой ткани, которую на привалах используют как скатерть. В зависимости от погодных условий, времени и места путешествия для велопоходов удобны штормовые костюмы, ветронепроницаемые куртки. Нижнюю часть одежды велотуриста желательно делать из ткани темных тонов, так как при езде одежда часто пачкается смазкой цепи.
Для ночлегов понадобится палатка. Можно собрать палатку из полотнищ плащ-палаток. Такие плащ-палатки в ненастную погоду используются каждым туристом, а вечером из четырех таких плащей можно собрать палатку на 4 человека.
Организация движения
При разработке маршрута предусматривают ограничение движения по асфальтированным и бетонированным дорогам ввиду интенсивного автомобильного движения. Если все же какое-то время приходится ехать по ним, то группа туристов движется колонной по одному, держась ближе к обочине. К рулю направляющего и багажнику замыкающего крепится в развернутом виде красный флажок. По полевым дорогам группа может двигаться в колонне по двое. Обгон и выезд из строя не допускается. На марше соблюдается дистанция 2-3 м на асфальтированных дорогах, 5-6 м - на полевых и лесных, 10-12 на мокрых и особо сложных участках. Первым идет наиболее опытный и сильный участник, знающий дорогу или хорошо изучивший маршрут. За ним идут самые слабые, затем более сильные. Замыкает колонну сильный и достаточно опытный участник. Руководитель идет впереди. Но время от времени может отходить в сторону и ехать параллельно колонне, уходя вперед или оставаясь рядом с замыкающим, следя за состоянием участников похода и их снаряжением. Это необходимо особенно тогда, когда группа имеет много новичков и когда рюкзаки увязываются на багажниках.
Двигаться лучше по грейдерным дорогам, покрытых гравием и щебенкой. Но там же может встречаться выбитая автомобилями "гребенка", напоминающая мелкие волны. По такой "гребенке" ехать трудно: велосипед прыгает, ноги соскакивают с педалей, скорость приходится снижать до минимума.
Большого внимания требуют от туриста подъемы и спуски. Короткие и некрутые подъемы можно брать с ходу,а длинные, затяжные - лучше пройти пешком. На спусках притормаживают с самого начала спуска, выдерживая интервал 10-12 м. Учитывая, что в низинах грейдерных и грунтовых дорог скапливается песок, следует притормаживать, подъезжая к ним.
Подсыпка у кромки дороги бывает очень рыхлой, поэтому съезжать на обочину дороги следует осторожно: колесо вязнет, велосипед падает.
Технический привал во время велопохода делается через 20-25 мин после начала пути. При движении в хорошую погоду и по нормальной дороге придерживаются такого режима: 27 минут езды - 3 минуты пешком, 23 минуты езды - 2 минуты пешком, привал 5 минут. При сильном ветре время движения пешком увеличивается за счет сокращения времени остановки. В конце дневного перегона пешеходные паузы увеличивают. ежедневно можно иметь 6-7 ездовых часов, проезжая при этом от 60-70 до 100 километров.
|