Почему в нашей жизни всегда бывает так – один человек аккуратен и организован, а другой всегда все забывает, не кладет вещи на место и не замечает беспорядка в доме? От чего зависит привычка к порядку мыслей и, соответственно, порядку в семье, доме, на работе и жизни в целом?
Первый фактор, от которого зависит практически все, – это семья. Семейные обычаи, традиции и устои, в которых Вы выросли и которые впитали с молоком матери, будут с вами всю жизнь. Если в семье не было принято садиться за стол, пока не будет вымыта плита после приготовления обеда, то, скорее всего, данная привычка сохранится и в будущей семье ребенка. Хотя нельзя исключать и вариант «вопреки», т.е. наконец-то вырваться из круга педантичности и блюстителей чистоты в приятный и милый сердцу бардак.
Если в семье соблюдался режим дня, использовалось планирование будних и выходных дней, то человек привыкает с самоорганизации. Ребенок, которого постоянно контролировали, проверяли уроки, заставляли заниматься чем-либо из-под палки, никогда не привыкнет делать работу сам по собственной воле. Как только такой человек почувствует, что над ним нет контроля, он расслабляется и отвлекается от работы на посторонние вещи. Слишком требовательные и строгие родители лишают своего ребенка такого важного в жизни ощущения самостоятельности и самоконтроля.
О причинах безалаберности можно рассуждать еще много, гораздо важнее понять, как же приучить себя к порядку или помочь человеку – мужу, ребенку, нерадивым сотрудникам и т.п.
Во-первых, необходимо правильно использовать время для получения наибольших результатов.
Во-вторых, надо четко представлять себе цель, смысл и порядок выполнения работы.
Для того чтобы грамотно использовать время, необходимо выяснить вид работоспособности.
Если подъем работоспособности длится недолго и быстро наступает утомление, то необходимо:
- делать наиболее трудную работу вначале;
- переходить постепенно от трудного, непонятного, неинтересного к легкому, понятному, интересному;
- готовить все необходимое для работы заранее;
- не терять первоначально время на то, что можно легко сделать в конце;
- фиксировать посторонние, но значимые мысли, приходящие в процессе работы, но возвращаться к ним после.
Если работоспособность повышается с каждым последующим часом труда, а вначале работа не клеится, то необходимо:
- сначала делать легкую и всю подготовительную работу;
- в начале работы делать более «двигательную» работу (считать, чертить, позвонить и т.п.);
- переходить постепенно от легкого, интересного к трудному, неинтересному.
Для повышения работоспособности необходимо:
- Определить пик работоспособности: «жаворонок» (продуктивное утро, быстрая утомляемость во второй половине дня) или «сова» (стабильный полдень, продуктивный вечер). Нельзя работать продуктивно вопреки своему естественному дневному ритму.
- Чередовать тяжелую и легкую, важную и несущественную работу в соответствии с колебаниями своей работоспособности.
- Поддерживать работоспособность ежедневно, от нее зависит качество выполняемой работы.
Для рационального использования времени важно выполнять следующие действия:
- Ежегодно устанавливать цели для личного и профессионального развития с их распределением по месяцам, неделям и дням.
- В начале каждой недели и каждого дня в специально отведенное время планировать необходимую работу с определением приоритетов.
- Планировать работу в специальной программе или завести специальный календарь.
- Не хвататься за несколько дел одновременно, стараться заниматься только одним делом до его завершения.
- Работая с информационным источником, не откладывать его в сторону, пока решение или действие по нему не будет выполнено.
- Записывать все данные обещания и события, которые надо запомнить в телефон или почтовую программу с напоминаниями.
- Определить пик энергии для своего рабочего дня и решать самые сложные проблемы именно в это время. При усталости делать непродолжительный перерыв.
- Вычеркивать сразу из своего календарного планирования пункты, которые выполнили.
- Проводить временной анализ своего дня, находить резервы времени.
- Все необходимые вещи класть на одно и то же место, что существенно экономит время.
Для выполнения вышеперечисленных действий, нужна огромная сила воли, труда и усердия. Но если не позволять себе лениться, а думать о результатах, то все обязательно получится, и Вы достигнете успеха как в бизнесе, так и в жизни.
|